Хеллингер высказал мысль, что жизненные сценарии повторяются на протяжении нескольких поколений. В основном – духовность сохраняется на протяжении 7 поколений.
Был проведен эксперимент, в ходе которого подопытным крысам распыляли запах вишни, а потом били их током. В ходе эксперимента следующим поколениям так же распыляли запах вишни, и они, испытывая страх, убегали. Выявлено четыре поколения мышиной семьи, в которых жила генетическая память о том, что запах вишни связан с болью и страхом. Если сигнал не подкрепляется, то симптом уходит, т.к. информация о негативном симптоме должна подкрепляться.
Пример: если человек боится яркого света, а причин этого не знает, то можно предположить, что его дедушка находился в концентрационном лагере – отсюда страх. Когда я вижу прожектор, то мой мозг встревожен. Появляется симптом.
СИМПТОМ - это то, что о чем-то напоминает. Это то, от чего-то защищает.
Вирджиния Сатир описала границы Системы, устройство, системную скульптуру. В и-нете есть видео.
Хеллингер рассказал, что чувствует заместитель в роли. И он предложил законы системы.
Мюрей Боуэн – создатель генограммы – так же говорит о том, что из поколения в поколение передается информация и семья – это Система! (одна молекула изменяет всю систему)!!!
Когда проходит работа с клиентом. То мы обнаруживаем, что происходит ЧУДО, мы, опираясь на ЗНАНИЯ О СИСТЕМЕ осознаем, что за счет изменений клиента происходят изменения во всей Системе и – результат.
Почему Заместители чувствуют информацию клиента, даже если он её не знает?
Существует энергия поля.
Зеркальные нейроны.
• Мы улавливаем подпороговую информацию (интуиция)
• Мы испытываем эмпатию.
Если соединить сильные эмоции и зеркальные нейроны, то Заместитель получает информацию из тела клиента.
Система трансформируется за счет трансформации Клиента.
В ходе расстановочной работы мы обнаруживаем нарушение Законов Системы и восстанавливаем их.
Законы семейной системы (по-Хелленгеру)
1. Закон принадлежности – никто не исключен. Все родственники включены в систему. У каждого родственника есть свое место. Все беременности и все дети. Все люди, повлиявшие на систему (убийца и жертва). Все предыдущие партнеры. Часто мы обнаруживаем по отношению к ним и положительные, и отрицательные эмоции одновременно они и «+» и «-«. Двоякое отношение (совесть) имеет смыслы: личный и философский. Пример: люди знают, что употребление алкоголя ведет к смерти. Но всё равно пьют. Личная ответственность за совершенные поступки не исключается.
2. Закон иерархии (порядка). Закон прямой – тот, кто первый по рождению, тот и главный (родители выше чем дети), первый ребенок выше чем второй. В тандеме мужчины и женщины – мужчина главнеЕ. В расстановках – поклон – выражает иерархию. Закон обратной иерархии: тот , кто самый младший – тот и главный (младенец в семье); новая семья главнее, чем родители. Новая семья может быть разрушена, если старшие пытаются быть главными в новой семье. Новый муж главнее старого. Если ребенок рождается после аборта или смерти старшей беременности. И в этом случае, если мать не горюет, то идет влияние на следующего ребенка и он является как бы заместителем того, ушедшего ребенка.
3. Закон баланса (брать-давать). Родители дают – дети – берут. Река всегда течет в одну сторону!!! Обратного движения быть не должно. И так из поколения в поколение. Если закон нарушен, то нет продолжения Рода!!!! Баланс внутри Системы должен строиться поровну. Отношения нарушаются тогда, когда (Пример) женщина без отца ждет от мужа того, чтобы он был и мужем и отцом.
4. Закон бренности (всё бренно). Всё становится не важным через… 100 лет, а важно то, что бы вы могли вложить ту энергию, которую вы получили от предыдущих поколений.
Упражнение
Два участника Задание: представить, что участник напротив – это ты, а ты – это какой-то близкий тебе человек. Встают друг за другом. Делает шаг вперед (детско-родительские отношения). Потом оба участника встают на одной линии.
Меняются местами.
Делает шаг вперед (детско-родительские отношения). Потом оба участника встают на одной линии.
Два участника встают напротив друг друга. (прояснение отношений или расстановка знакомства) Задание: представить, что участник напротив – это ты, а ты – это какой-то близкий тебе человек. Потом представить, что за спиной у каждого стоит смерть.
Текст релаксации: настройтесь. Почувствуйте друг друга.
В конце каждого блока – ритуал: поклон.
(по книге Томаса Брайена «Встреча со смертью»)
Когда мы начинаем расстановку мы ОБЯЗАТЕЛЬНО смотрим в первую очередь какие законы были исключены в Системе.
Особенности запроса и сбор информации
Расстановщик. Собирая информацию у клиента включен и возвращает слова клиента ему чтобы нашло отклик в нем.
Мы:
- не принимаем к работе запросы о третьих лицах., т.к. это бессмысленно (Пример: «Я хочу чтобы мой сын не был наркоманом!»)
Если у клиента таков запрос, то мы переформулируем запрос: «А что бы ты хотел ? А что важно для себя»?
Выдвигаем гипотезу. Она может подтвердится или не подтвердится в процессе работы.
В процессе работы обращаемся к клиенту: «Похожи ли чувства заместителя и чувства клиента»?
Нейтральность фраз!!!!!
Проговаривать чувства клиента: « Что Я чувствую».
Используем технические элементы:
- работа с субличностями;
-« прерванная любовь»;
- работа с частями – указание на лояльность;
- в расстановку можно поставить то, чего не хватает клиенту (эмоции, разум, чувства). Но не стоит перегружать!!!!!
Ввели клиента – вывели заместителя!!!
• Если… холод в ногах (коленях) – холод – замороженность: кто-то в Системе незаслуженно исключен.
Упражнение
Два участника. Я – проблема; он – я.
Представить, что за спиной стоит смерть.
Смерть – это ресурс.
Если заместитель (меня) испытывает негативные эмоции, то необходимо осознать, что надо дать покой.
План-схема расстановки
1 этап. Формулирование запроса (сидят на стульях друг к другу под углом 45 градусов)
1.1. Сбор информации
1.2. Построение генограммы
1.3. Формулировка запроса
1.4. Внутреннее построение гипотез
О чем тема запросов?
А есть ли сходные случаи в системе?
Не работаем:
- С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ;
- о чуде;
- в состоянии острого горя;
- с беременными;
- с детьми напрямую (до 18-ти лет).
2 этап. Процесс расстановки
2.1. Выбор первых фигур. Кого необходимо выбрать? Их должно быть мало: 1-3. Эти фигуры должны соотноситься с запросом. (пример: клиент-дочь-симптом)
Даем инструкцию:
- свободное движение когда терапевт разрешит;
- фиксируем заместителей, потом – спрашиваем о том, что происходит, что чувствуют.
2.2. Диагностика (проверка гипотез) (Пример: сформулировали гипотезу и вводим фигуры в соответствии с ней. Смотрим, что получается).
Выводим заместителя, вводим клиента.
Работаем с помощью фраз решений.
Отслеживаем глаза клиента. Фраза помогает прожить ситуацию.
3 этап. Завершение расстановки.
3.1. В поле завершаем расстановку. Выстраиваем правильную картинку (Пример: дочь-мама-бабушка)
3.2. Завершаем расстановку на стульях. Так же – под 45 градусов друг напротив друга.
Отпускаем заместителей.
Благодарим заместителей.
Возвращаем ответственность клиенту.
Резюмируем.
Даем домашнее задание.
Порой существует «правило карантина»: не говорить, не обсуждать с кем-то 2 недели.
Если проходила партнерская работа: рассказать партнеру.
Фразы-решения.
Виды интервенции в расстановках
Интервенция – любое воздействие на клиента, направленное на достижение результата.
Интервенции бывают вербальные и не вербальные.
Фразы-решения позволяют клиенту двигаться и разрешать ситуацию.
Они строятся по ЗАКОНАМ:
- принадлежности (пример: я – часть этого рода; я – один из вас. Дедушке: ты не исключен. Ты – один из нас).
Фразы-решения направленные на закон иерархии:
- родителям: вы – большие, я – маленький; ты – мой старший брат; ты – мой первый муж.
Фразы-решения, направленные на закон баланса:
-родителям: вы – даете, я – беру. Я с благодарностью принимаю жизнь, которую вы мне подарили.
Фразы-решения направленные на закон бренности:
- ты – умер, я – живой; я проживу свою долгую жизнь, и когда-нибудь мы встретимся; я буду смотреть вперед.
План построения фраз-решений
1. Фразы-решения обозначающие чувства: Что ты чувствуешь?
Эту информацию превращаем в решения (Пример: если я злой я – зажатый). Констатируем: ты сейчас злишься. Когда мы просим проговорить чувства, тогда начинается коммуникация.
2. Фразы-решения, обозначающие факты. Ты – отец, я – твой сын. Если заместитель не может высказать факты, то мы спускаемся на уровень обиды и проговариваем эти чувства (Пример: обижен, зол), и тогда – процесс запускается…
3. Фразы-решения парадоксальные. Если не может сказать, идет сопротивление, то мы утрируем ситуацию. (Пример: тогда скажи, что ты зачала ребенка без отца!!!) (Пример: если ребенок не может произнести родителям: вы – большие, я – маленький, тогда просим сказать: «Я пришел в этот мир раньше вас»! Если вдруг сказал, то расстановку заканчиваем.)
Правило построения фраз-решений
Фраза должна быть простая, но максимально глубокая. Клиент находится в состоянии транса. Он не понимает. Фраза должна быть отражающей главный смысл (Пример: «во мне половинка от папы, и половинка от мамы» - фраза-решение примиряющая родителей).
Упражнение на принятие родителей.
Ставим сразу маму и папу. Сзади них на стулья род мамы и род папы. Все смотрят вперед.
Напротив ставим клиента, который смотрит на своих родителей и род.
Даем информацию о том, что не так важно: живы ли или нет родители, разведены ли или нет – это не важно. Они – родители, и в данном случае находятся вместе.
1. Инструкция: просим заместителей настроиться на своего ребенка. Обращаясь к ребенку: «Посмотри на мать и скажи, что ты сейчас чувствуешь?» Потом – на папу. А что чувствует заместитель мамы? А что чувствует заместитель папы? Дальше обращаемся к роду мамы, а потом – к роду папы.
Используем фразы-решения, выражающие поочередно:
– чувства
- факты
- благодарность
(Пример: ты – моя мама, а я – твоя дочка. Ты даешь, я – беру. Если клиент не может сказать, то сажаем на пол: ты – маленькая, а они – большие).
Глядя на родителей клиент говорит: «Вы мои родители, я – ваш ребенок. Я вам благодарна!»
Если родители в разводе, то говорим: «Даже не смотря на то, что как мужчина и женщина вы не в месте, внутри меня вы всегда вместе. Во мне половинка от мамы и половинка от папы!»
Если видим, что ребенок включен в конфликт родителей (триангуляция), тогда говорим: «Мне не нужно выбирать между вами. Я люблю и маму и папу. Всё, что происходит между вами меня не касается»!
Смотрим на фигуры Рода и говорим: «Я соединяю два рода внутри себя. Вы – мои предки, я – ваш потомок. Посмотрите на меня с любовью»!
Потом – делаем поклон – как благодарность и уважение.
Клиент идет к родителям и садится на попу между ними опираясь на них.
Клиент встает и стоит к родителям спиной.
Расстановка.
Беседа:
- Был ли у тебя прежде опыт расстановок?
- Опиши ситуацию. Что тебя беспокоит
- есть ли у тебя в Системе кто-то. У кого была похожая ситуация?
- сколько было тебе лет, когда в семье происходило что-то подобное?
- Твои родители живы?
- Что ты знаешь про свой Род?
- Твое семейное положение.
- Ч то с тобой сейчас происходит, когда ты говоришь о своей ситуации?
- сформулируем, что может произойти в твоей жизни?
- А как бы ты хотела? (Идеально).
- Говорим, что будем рассматривать четко. (Убрать страх).
- Хорошо. Договорились.
- Формулируем запрос исходя из твоей жизни. Будем работать с… (называем эмоцию клиента).
- Поставь заместителей тебя и твоего симптома.
* перед расстановкой спросить присутствующих о том, кто не хочет быть заместителем.
- Заместители, настройтесь на свои ощущения и можете двигаться.
- Спросить заместителей, что они чувствуют.
- спросить клиента: как тебе эта картинка?
*когда фигуры встают в круг – это ситуация, когда все смотрят на какую-то тайну (фигуру), объединяющую всех.
После расстановки даем домашнее задание.
В ходе расстановки фразы:
- ты – мой сын – иерархия;
- во мне есть часть тебя – принадлежность к Роду;
- я чувствую, что ты чувствуешь…
- вы для меня вместе…
- я связана с вами виной, а теперь – любовью…
- теперь – ты умер – бренность;
- спасибо симптому!!!
- теперь я могу помнить о них по-другому…
Расстановка заканчивается, когда все участники чувствуют себя хорошо!!!
В конце работы дается ответ на запрос.
• В тандеме убийца-жертва ВСЕГДА МНОГО ЛЮБВИ!!!
• Чтобы разделить уровни ответственности ставят бОльшую фигуру.
• Только принимая свою собственную беспомощность я могу работать.
• То, что происходит у клиента – это не моя ответственность!!!
• Важно четко в начале формулировать запрос!!!
• Нельзя нарушать законы системы!!!!
Вербальные и невербальные интервенции
• Воздействие расстановщика на изменение положения тела фигур в пространстве:
- развернись!
- подойди и встань рядом!
(горизонталь)
- на животе (прерванное движение любви)
- сядь! (Принятие детской позиции)
- поклон. Глубокий поклон (Признание вины)
- Встань на стул (парадокс!!! – Если ты здесь самый большой и сильный – вставай!!!)
(вертикаль)
- умершие ложатся на пол. (Директивно. Усилить, если идет игнорирование)
• ввод и вывод фигур (мощность) не просто так. Надо знать – ДЛЯ ЧЕГО?
• вывод фигур:
- проверяем гипотезу (дедушку вывести, если нужна женская линия)
- фигуру усиливаем (ставим за ним на стул Силу (Славу)).
* Заменять заместителя:
- если увидели, что заместитель САМ в СВОЁ попал (спросить: это из роли или про тебя?)
- если заместитель переигрывает (много говорит),
Тогда возвращать в свое тело и спросить: «Опиши мне свои ощущения».
• В роли не нужно уходить в переживания и страдания. Не следует проявлять из глубоко!!!
Если клиент не может проявить свои чувства, то можно сказать: «Не надо ТАК глубоко»!
Стратегия работы с «прерванным движением любви»
- это вид расстановок. В котором мы устанавливаем связь между мамой или папой.
Ставим маму и папу и ребенка.
Ребенок потихонечку движется в сторону родителей.
1. Мы соблюдаем иерархию: ребенок идет к маме-папе.
2. ВАЖНО: первый эмоциональный шаг должны сделать мама-папа. Для этого: заместителя спрашивают: «Есть ли у тебя Любовь», тогда… развернуть ладони и сказать: «Да, я здесь!» «Да. У меня есть любовь! Я жду тебя!» «Ты имеешь право на свои чувства!» или «Я – здесь для тебя!» «И я буду здесь вечно!» (в этом случае мама-папа отдает ребенку ответственность!!!)
3. Если мама-папа пустЫ, то сразу идти к ним нельзя! Мы в начале запускаем поток. Мы делаем несколько шагов назад – обращаемся к бабушке-дедушке: «-папа просят дать ресурс: «Дай мне любовь, чтобы я могла почувствовать любовь к моему ребенку!». Если опять – НЕТ, то обращаемся к прабабушке-прадедушке, если вновь – НЕТ, то к пра-пра… И если ситуация не может разрешиться, то обращаемся к РЕСУРСУ – хорошей женщине рода, которая любила и умела давать тепло.
4. Тогда пра-пра-бабушка обращается к Роду: «Я прошу: дайте мне ресурс ЛЮБВИ!!!» Цепочка вся идет от Рода к пра-пра, потом – к пра-, потом к бабушке, потом – к матери. От матери – к детям. (В этом упражнении мы обращаемся к «теории привязанности Дж. Болби)
Теория привязанности
Был проведен эксперимент, когда ребенка 3-х лет (!!!) заводили в комнату с мамой. В комнате были игрушки. Потом мама выходила и…
1. Нормальный тип привязанности – ребенок расстраивается, но озвращаемся к клиенту и смотрим.способен занять себя игрой (переходный объект привязанности – игрушка). Мама возвращается. Ребенок радуется, но не залипает на маме, а играет дальше.
2. Симбиотическая привязанность – ребенок ревет-ревет-ревет… мама возвращается, ребенок липнет на ней. На игрушки не обращает внимания. В этом случае мама должна насытить потребность ребенка в любви. Ребенок, которому уже нет нужды «залипать» на маме – произошла сепарация. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕПАРАЦИЯ!!!
3. Амбивалентная привязанность – мама уходит, ребенок – злится. Мама возвращается, ребенок – агрессивен (щипает, бьет). Происходит усугубление. Агрессия в данном случае – это следствие неудовлетворенной потребности. Ребенок должен до-злится. Констатировать: «Я вижу – ты злишься!» и… до-дать необходимой любви.
4. Избегающая привязанность – мама: ушла-пришла. Ребенок не реагирует на уё уходы-приходы. Реакции нет. Это происходит в том случае, когда: злюсь – больно-злюсь-больно и… уже ничего не надо. Ребенок при фрустрации потребности привязанности испытывает:
- боль и обиду;
- злость-агрессию;
-безразличие.
Возвращаемся к клиенту и смотрим:
Если Ребенок злится – помогаем выразить злость. Используем дополнительные способы (рвем, бьем предмет-бумагу-подушку). Когда клиент проорался-прозлился итог: «Я злился потому, что мне было больно»! Дальше: «Мама, ты мне нужна!» Сделал шаг – сказал фразу. Сделал другой шаг – сказал фразу. На коленях: позиция маленького.
• Если нет злости – ставим заместителя Злости
• Тяжелая ситуация, когда – БЕЗРАЗЛИЧНО. Надо раскрыть эти чувства и тогда: выстраиваем цепочку: безразличие-страдание-злость. Если никак и в этом случае, то работаем с частями (ставим заместителей – роль чувств), лечь на пол на живот и ползти к мама-папа. Жалость к себе – это БОЛЬ-ОБИДА.
Упражнение «на принятие предыдущих партнеров»
В систему включаются все «бывшие», секс-связи с которыми были значимы для клиента.
Клиент расставляет по очереди: первый-второй-третий… по времени появления их в её жизни.
Если нет сейчас партнера, и его появление в жизни клиента желательно, то перед крайним (последним по времени ставим потенциального партнера лицом к «бывшим».
За заместителями партнеров можно поставить их «прошлое» (подразумевая жен, подруг, их (партнёра) детей).
В Начале терапевт задает вопрос:
- С кем бы ты хотела бы поработать?
- Есть ли у тебя сейчас муж?
- На какие предыдущие отношения ты бы хотела посмотреть?
Упражнение начинается с того, что клиент подходит к первому (по времени общения) партнеру. Смотрит на него.
Терапевт говорит фразу-решение: «Что ты чувствуешь?» (проговариваем чувства)
Терапевт говорит фразу-решение: «Ты был моим первым… Мы расстались!» «Я помню о тебе. Тебе есть место в моей душе!» (факты)
Фраза-решение: «Я готова принять тебя со всем тем опытом, который был до меня!»
• Терапевт говорит фразу-решение: «Я благодарю тебя за то, что было в нашей с тобой жизни!» «Я сейчас с … тем человеком и могу строить новые отношения»!… и бла-бла-бла… (благодарность принятия).
• После слов чувств-фактов-благодарности обращаемся к Жизненному Опыту партнера и… то же самое: чувства-факты-благодарность. Переходим ко второму-третьему…
Если от связи были дети, то говорит: «Мы сейчас с тобой не вместе как муж и жена, но мы связаны навсегда как родители наших детей!»разы-решения говорим друг другу
Она: «Я выбрала тебя как Мужчину!»
Он: «Я выбрал тебя как женщину!»
Она: «Прими, пожалуйста меня со всем тем опытом, который был до тебя»!
Он: «Принимаю»!
Она: «И я принимаю тебя со всем тем опытом, который был до меня»!
Фразы-решения
Расстановка. Беседа с клиентом
- Начни с того, что тебя тревожит, а мы с тобой это сформулируем.
(Клиент выдвинул две проблемы)
- Спрашивает про другую ситуацию.
Гипотеза…………….
- Знаешь ли ты истории про небезопасность в твоей семте?
- Уточнение: несчастные случаи в твоей семье были?
(кажется что-то с мамой)
- Чтобы было для тебя хорошим результатом?
Как ты его (хороший результат) ощутишь?
Как будет происходить, если тревоги будет меньше?
• ПРАВАЯ ОТЦА ТЕЛА СВЯЗАНА С ОТЦОМ!!!!
• ДЫХАНИЕ (поверхностное и частое) – симптом – перекрыт канал жизни
• ГЛАЗА ВНИЗ, РУКИ ЗА СПИНОЙ – симптом – поза вины
• СЕЛА НА ПОЛ – детская часть клиента.
• ГЛАДИТ ЖИВОТ заместитель – что-то происходило, связанное с беременностью.
РЕСУРС – те фигуры из рода, у которых есть опыт, которые знали КАК справляться с тревогой и ответственностью.
Обращаемся к ресурсу от Рода.
Смотрим на них: «Вы мои предки. Я – ваш потомок. Я пришла сегодня сюда потому, что хочу не тревожиться. Я прошу у вас ресурса. Ваш опыт подскажет как можно жить по другому»!
Подходим к ресурсу…
Предложить поискать тот контакт, который необходим.
В итоге было бы хорошо, чтобы клиент подошел к каждой из ресурсов.
Ресурс: «Ты можешь взять от нас столько, сколько необходимо. У нас есть опыт».
Клиент говорит Ресурсу: «Спасибо. Когда будет нужно, я буду к вам приходить».
Говорим Клиенту: «За твоей спиной – Ресурс твоей семьи. Его силы НЕИСЧЕРПАЕМЫ!!!»
• КОГДА ОБНИМАЮТСЯ – руки старшего члена семьи сверху!!
• СЛОВА прощения самой себе «Я благодарна тебе! Я тебя не знаю! Прости меня. Это было – предательство. Вместо того, чтобы заботиться о себе, я заботилась о маме» (из расстановки)
• При работе с частями: клиент сидит на полу, а симптом у нее между ног (клиент заботится о симптоме – качает его между ног).
ТРИ УРОВНЯ РАБОТЫ
1 уровень – бабушки-дедушки (трансгенерация)
2 уровень – про маму и папу
3 уровень – индивидуальный (работа с частями клиента)
ТРИ ВИДА РЕСУРСА
1 – ресурс от рода.
Хорошая женщина Рода – та, кто ЗНАЕТ КАК.
На любой запрос можно определиться с этим ресурсом. Род – умели и могли!!!
2 уровень – внутренний ресурс - опора на свою ВЗРОСЛУЮ часть (в работе с частями).
3 уровень - ресурс от внешнего мира:
- от природы;
- от друзей;
- от книг
• когда в расстановке мы вводим дополнительные ресурсные фигуры – для того, чтобы посмотреть КАК можно жить по другому.
Упражнение
Клиент говорит свое желание.
Назначает заместителя ВНЕШНЕГО ресурса.
Назначает заместителя ВНУТРЕННЕГО ресурса.
Расставляет. Осознает. Смотрит – какая динамика проявится.
Расставляет так, как удобно. И когда нашли это положение чуть постоять и… осознать…
Жизненные циклы семьи
1. Монада. Вышла из родительской семьи. Очень важная. Когда она одна – есть возможность быть само-стоятельной. Одному быть нормально. В будущем: страха развода нет. Она будет готова к переходу: «Я знаю, чего хочу»!
2. Диада. М и Ж стоят рядом друг с другом, смотрят в одну сторону. Появляется место для ребенка. В случае незапланированной беременности нет развития отношений в ДИАДЕ и ребенок может занять свое не свое место (будет на стороне мамы или папы). Если в семье сложности между мамой и папой, то взрослый ребенок пытается соединить родителей. Если папы никогда не было, то ребенок занимает место отца. Если всё же сепарация произошла, то партнер дочери занимает место рядом с мамой, и она находит себе не мужа, а ОТЦА. В случае, когда в расстановке ребенок занимает место ЗА мамой, то она будет мамой для своего мужа. Работая с супругами, мы восстанавливаем (возвращаем папу), то позиция супругов восстанавливается и тогда……… может быть развод (смена позиций не всегда всех устраивает!!!) необходимо дать информацию и пригласить мужа для прохождения мужем психотерапии. !!!НЕЛЬЗЯ пропускать диаду!!! Нельзя пропускать ДИАДУ!!!
3. Триада. Мальчик и девочка познакомились, поженились, пожили чуть-чуть и девочка БЕРЕМЕНЕЕТ. 1-й конфликт: мужчина ищет на стороне то, что неДОполучает в семье, в связи с состоянием беременной девочки. Тогда: женщина должна дать сигнал: «Пожалуйста, поддерживай меня! Мне сейчас очень тяжело»! И тогда – объединение. Родился Ребенок. * ПАРА должна быть друг для друга БОЛЕЕ ВАЖНОЙ , чем Ребенок!!!!!! До 3-х лет РЕбенок находится ближе к маме. Если в расстановке такая пара стоит и смотрит друг на друга, а ребенок смотрит в другую сторону – конфликт. Женщина говорит: «Я тебе очень благодарна, и буду рада, что ты меня поддерживаешь»! Идеальное положение в расстановках, когда мама и папа, и РЕбенок стоят друг к другу под углом 45 градусов (РЕбенок со стороны мамы). В 3 года Ребенок переходит на противоположную сторону: мальчик – на сторону мамы, девочка – на сторону отца. Мальчик учится ухаживать, девочка – флиртовать. Папа должен дать дочери послание, что у него ЕСТЬ ЖЕНА!!! «Ты – моя дочь! У меня есть женщина, которую я люблю»! Тогда – иерархия соблюдается. Когда мальчик находится дОльше с мамой, но переходит к папе, потом вновь на время возвращается к маме – пофлиртовать, а с папой – дерутся, то надо дать послание: «У меня есть муж! Ты – мой ребенок»! В 6-7 лет ребенок выходит в социум. До этого времени (в расстановках) он смотрит на родителей, стоит достаточно близко (чувствует поддержку), то до подросткового возраста мама-папа стоят рядом, смотрят в одну сторону. А ребенок стоит перед ними и смотрит вперед. Происходит сепарация (Делает шаг вперед – от родителей). И родители на время встают лицом друг к другу, и должны договориться и найти ВНОВЬ любовь друг к другу , и если нет чувств , то ребенок может быть втянут в конфликт и занять стону или мамы или папы. Если ребенок переживает пубертат (бурно), то из таких детей в последствии получаются бОлее успешные люди. Надо разрешать-отпускать, и тогда ребенок вновь приходит к родителям: «Мы тебя любим»! Ребенок получает опыт и идет дальше по Жизни.
4. Монада. Ребенок когда появится возможность себя обеспечивать, должен переезжать от родителей и быть самостоятельным. Он с благодарностью смотрит на родителей и уходит в свою жизнь. Если отношения в этот период между родителями напряженные, то ребенок может быть втянут в эти отношения. Если муж умирает, то в идеале, женщина способна выживать само-стоятельно!!! Ребенок в таком случае не тревожится, и занимается СВОЕЙ жизнью.
В качестве диагностики семьи можно сделать расстановку на фигурках. Задача: определить на какой стадии произошел сбой и выстраивать новые отношения выстраивая ПРАВИЛЬНУЮ картинку.
Геометрия расстановок
• Заместитель смотрит в пол - проверяем-спрашиваем: «Ты смотришь вниз или на какую-то точку»? очень часто – он смотрит на мертвую фигуру. Если есть гипотеза - смотрит на папу, то вводим папу и он будет смотреть на папу (конкретную фигуру!!!)
• Заместители стоят в кругу и смотрят внутрь круга (треугольника) – это указание на некую тайну. Есть что-то, что их связывает и все они молчат об этом. Тогда ставим заместителя «Тайны» или «То, чем они связаны».
• Заместитель ложится на пол – он следует за кем-то в Смерть, либо м.б. у него нет энергии.
• Левая и правая части – мать, и ее Род, отец, и его Род (ноги – тоже правая и левая).
• Движение – закрывает рот – указание на тайну.
• Сжатые кулаки – злость.
• Крутится на месте, по кругу, головокружение – в Системе есть травма.
• Смех – не к добру. Защитная реакция – много боли (можно фигурку поставить)
• Заместитель смотрит на полоску между потолком и стеной (или на верх) – вытесненная смерть, отрицание.
• Выход за дверь – желание ухода.
• Маятник – блокировка.
• Если вдруг заместитель хочет присесть , то мебель не используем. Садимся на пол.
• Поза эмбриона – уход в детство.
• При расшифровке поз мы используем тест «Рисунок человека».